Руководитель


Информационно-аналитическая интегрированная система управления вузом


Web-технологии


Геоинформационные технологии
> ГИС в историко-культурных исследованиях
> Применение ГИС – технологий в геоботанических исследованиях
> Эколого-ботанический атлас школ Карелии
> Федеральная целевая программа "Русский язык"
> Открытые ГИС
> Контакты

Телекоммуникации


Региональные научно-образовательные проекты


Технологии электронного обучения


Информационное обслуживание вуза


Обслуживание вычислительной техники


РЦНИТ ПетрГУ
Адрес: г. Петрозаводск, пр. Ленина 33.
Телефон: (8142) 711-060
E-mail: rcnit@psu.karelia.ru


События, анонсы, объявления     История     Партнеры     Каталог ИТ-услуг

на главную страницу : Геоинформационные технологии : Эколого-ботанический атлас школ Карелии

Эколого-ботанический атлас школ Карелии

Рис.1 Отделом ГИС РЦНИТ, совместно с кафедры ботаники и физиологии растений Эколого-биологического факультета ПетрГУ, разработан проект «Эколого-ботанический атлас школ Карелии». Работа включает создание информационной сети для активизации учебно-исследовательской работы школьников по оценке эколого-ботанического состояния школы и пришкольной территории с использованием современных информационных технологий.

В предлагаемом проекте сделана попытка интеграции интереса школьников разной предметной специализации для решения важных для их школы вопросов - понимания роли растений в жизни человека, улучшения средовых условий жизни и работы школьников и учителей, повышения эстетического уровня озеленения школы. Для решения этих вопросов целесообразно использование современных информационных технологий.

Руководителем проекта является д.б.н., профессор заведующая кафедры ботаники и физиологии растений Эколого-биологического факультета ПетрГУ Марковская Евгения Федоровна. В число организаторов и участников проекта вошли Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, ПетрГУ, КГПУ, Республиканский детский эколого-биологический Центр МО и ДМ, ГОУ Институт повышения квалификации работников образования РК, образовательные учреждения Карелии.

Рабочая группа проекта Марковская Е.Ф., Савченко О.Н., Шредерс М.А., Лантратова А.С., Бабакова Т.А., Воронова Т.Г., Тарасова В.Н., Шредерс А.М.

Целью работы является создание информационной сети школ Карелии для активизации учебно-исследовательской работы школьников по оценке эколого-ботанического состояния школы и пришкольной территории с использованием современных информационных технологий и организация сайта «Эколого-ботанический атлас школ Карелии».

Задачи проекта:

- Включение в работу по проекту школ различных городов и районов Карелии; 
-  Сбор, систематизация первичной информации по эколого-ботаническому состоянию школ и пришкольных территорий и представление этой информации в виде WEB-странички каждой школы на сайте проекта; 
-  Организация учебно-исследовательской работы школьников по проекту, разработка информационного сайта, освещающего работу всех школ по проекту; 
-  Знакомство школьников с современными информационными технологиями (Базы данных, ГИС-технологий) и введение их в учебно-исследовательские работы школьников при консультативной поддержке специалистов ПетрГУ. 
-  Объектом исследовательской работы является озеленение школ и пришкольных территорий Республики Карелия.

Геоинформационные технологии. В качестве основы для систематизации всех исследований по школе и школьной территории был выбран картографический метод, который в сочетании с ГИС-технологиями позволяет интегрировать большой объем информационных ресурсов.

Базы данных. Для представления большого количества атрибутивной информации на базе СУБД Access разработаны базы данных: по комнатным растениям, древесно-кустарниковым растениям и цветочно-декоративным культурам. Рис.1

Методики исследования. Анализ представленных в литературе методик эколого-ботанических исследований показал, что необходима их систематизация, отбор и модификация научных разработок доступных для выполнения учащимися школ, которые ориентированы на оценку экологического состояния школы и школьной территории. Так, для оценки экологического состояния школьной территории отобран метод лихеноиндикации, как биометод, широко используемый в исследовательских работах (Бязров, 2002). Рис.2

Разработана методика картографического исследования, позволяющая при участии школьников готовить современный картографический материал. Эта методика будет адаптирована для выполнения школьниками. Рис.3

Учебно-исследовательские работы школьников в рамках проекта. Подбор и разработка методов включают учет работы школьников с разной специализацией. Так, для школьников, специализирующихся по эколого-биологическому направлению, большая часть работ включает различные специализированные ботанические исследования: видовой состав растений, их морфолого-анатомические и эколого-физиологические особенности.

Для классов математической специализации в настоящее время формулируются задачи с использованием различных математических методов. Так, для оценки озеленительной территории, находящейся вне кронового пространства древесных растений, была разработана методика исследования, включающая расчет занятого каждым деревом пространства, их положения на карте территории и расчета общей занятой площади.

Особое внимание при организации учебно-исследовательской работы будет уделяться работе на учебно-опытном участке. Большое внимание сейчас сосредотачивается на камеральных опытах внутри школы, различных способах оценки экологического состояния школы, работе с декоративными и лекарственными растениями внутри школы и на пришкольном участке и др. В проекте предполагается собрать информацию по различным как ординарным, так и уникальным эколого- ботаническим направлениям работы отдельных школ. Рис.4

Интернет-сайт «Эколого-ботанический атлас школ Карелии». Для координации работы по проекту был создан интернет-сайт. На сайте представлена информация о проекте, его целях и задачах, здесь же размещаются методические разработки, результаты работы отдельных школ. В разделе «Фотоальбом» находятся фотоматериалы, иллюстрирующие внешний вид школы и пришкольной территории. Рис.5

Рис.1
Рис.1
Рис.2
Рис.2
Рис.3
Рис.3
Рис.4
Рис.4
Рис.5
Рис.5

WebLab ГосНИИ ИТТ