Руководитель


Информационно-аналитическая интегрированная система управления вузом


Web-технологии


Геоинформационные технологии
> ГИС в историко-культурных исследованиях
> Применение ГИС – технологий в геоботанических исследованиях
> Эколого-ботанический атлас школ Карелии
> Федеральная целевая программа "Русский язык"
> Открытые ГИС
> Контакты

Телекоммуникации


Региональные научно-образовательные проекты


Технологии электронного обучения


Информационное обслуживание вуза


Обслуживание вычислительной техники


РЦНИТ ПетрГУ
Адрес: г. Петрозаводск, пр. Ленина 33.
Телефон: (8142) 711-060
E-mail: rcnit@psu.karelia.ru


События, анонсы, объявления     История     Партнеры     Каталог ИТ-услуг

на главную страницу : Геоинформационные технологии : Применение ГИС – технологий в геоботанических исследованиях

Применение ГИС – технологий в геоботанических исследованиях

Рисунок 1 - схема исследуемых озеленительных комплексов на плане города

По данным многочисленных исследований к 2020 году в большинстве стран мира основу будет составлять городское население. В связи с этим высокая урбанизация территорий требует создания комфортных условий для жизни городского населения.

Одним из показателей комфортности является наличие высокого уровня озеленения. Благоприятными считаются условия, при которых на 1 жителя приходится не менее 25 м2 зеленых насаждений.

В Петрозаводске из-за неравномерного распределения парков и скверов по микрорайонам города в среднем на одного жителя приходится всего лишь 6,4 м2 зелени.

В связи с этим возникает необходимость в инвентаризации зеленых насаждений, разработке мероприятий по сохранению, реконструкции и созданию новых экологически устойчивых озеленительных комплексов.

В городе Петрозаводске к выполнению этой работы привлекаются студенты 4-го курса кафедры «Ботаники и физиологии растений» Эколого-биологического факультета ПетрГУ.

Форма организации работ – проведение исследований в рамках «Большого спецпрактикума». Для обеспечения проведения указанных работ организовано сотрудничество кафедры с отделом ГИС Регионального центра НИТ ПетрГУ.

Большой спецпрактикум, как один из важнейших лабораторно-практических предметов, способствует профессиональному изучению растительного покрова с использованием традиционных фитоценностических приемов и методов.

Особенностью проведения данного курса стало использование технологий географических информационных систем (ГИС) и картографических методов обработки территориально привязанных данных. Для этого кафедра ботаники и физиологии растений совместно с отделом ГИС ПетрГУ разработали учебный курс «Применение ГИС – технологий в геоботанических исследованиях».

Исследования 2005 – 2008 годов.

За указанный период была проведена инвентаризация 8 озеленительных комплексов города: 

  1. сквер образовательного учебного заведения – Петрозаводского педагогического колледжа
  2. Прибрежный парк
  3. Левашовский бульвар
  4. сквер на улице Пробной
  5. сквер на улице Титова
  6. сквер на площади Ленина
  7. сквер на площади Гагарина
  8. ведется работа на бульваре Победы.

Рисунок 1 - схема исследуемых озеленительных комплексов на плане города (см. ниже).

«Педагогический колледж»

Одним из важных объектов является сквер образовательного учебного заведения – Петрозаводского педагогического колледжа, где на протяжении длительной истории проводились различные мероприятия по реконструкции.

Целью данного исследования является проведение инвентаризации зеленых насаждений сквера «Педагогический колледж».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи

  1. провести картирование растительного покрова территории; 
  2. установить флористический состав зеленых насаждений сквера; 
  3. оценить санитарное состояние и декоративность древесных растений; 
  4. создать геоинформационную систему «Городской озеленительный комплекс «Сквер у Педагогического колледжа»»; 
  5. подготовить отчет с использованием современных информационных технологий.

Объект и предмет исследования:
Объектом исследования служит растительный покров исторической территории специализированного учебного образовательного учреждения «Педагогический колледж», находящегося в условиях нарушенной территории

Методы: 

  • Метод геоботанического полевого исследования. 
  • Метод флористического исследования, связанного со сбором коллекционного материала и создания гербарных коллекций. 
  • Метод подеревной съемки. 
  • Метод полевого картирования. 
  • Овладение основ работы в среде MapInfo и подготовка отчета в презентационном виде в среде PowerPoint.

Дата проведения исследований.
Сентябрь – апрель 2006 – 2007 гг..

С ходом работы можно ознакомиться с помощью презентации.

В результате работы были сформулированы рекомендации по реконструкции сквера «Педагогический колледжа». 

  1. Территория колледжа должна иметь четко ограниченные границы (ограда, живая изгородь или другие формы границ); 
  2. На территории должны быть четко очерченные транспортные пути, пешеходные дорожки живыми изгородями, предохраняющими от вытаптывания территорию и т.д.; 
  3. Территория колледжа по границе с автодорогой по ул. Шотмана должна быть очерчена крупномерным посадочным материалом, отличающимся газоустойчивостью (лиственница, береза, липа и т.д.); 
  4. Фасадная часть здания колледжа нуждается в цветочном оформлении, а на ее западной части – создание альпинария; 
  5. В строгой охране, формовке деревьев нуждаются плодовые сады, особенно на участке перед общежитием. Эта традиция первичного озеленения города и городских усадьб Петрозаводска. 
  6. В «озеленительном ремонте» нуждается водоохранная территория (участок у реки). В первую очередь обрезка и формовка тополей (санитаров нашего города), обрезка и формовка кустарников. 
  7. Сохранение обзорных территорий (участки на склоне), с сохранением декоративных древесных растений, создание на их территории альпинария и цветочного оформления; 
  8. Для учебных целей и профессиональной подготовке учителей необходимо создание теплиц, огородных участков, участков с посадкой лекарственных и других полезных растений; 
  9. Специфичность территории, своеобразие природного комплекса, экологических режимов, редких участков плодовых садов в городе, все это говорит о том, что исследуемая территория нуждается в систематическом мониторинге.

Рисунок 1 - схема исследуемых озеленительных комплексов на плане города
Рисунок 1 - схема исследуемых озеленительных комплексов на плане города

WebLab ГосНИИ ИТТ